Привет,
меня зовут Виктор Травин. travin.ru - мой личный блог. подробнее обо мне
20 апреля, 2007

Как показывать товары в интернет-магазине.

В сложившемся на данный момент в России формате интернет-магазина есть много плохого, гораздо больше чем хорошего. Хуже всего обстоят дела с выкладкой товара.

Когда мы имеет интернет-ларек с 50-100 товарами – тут все ясно. Когда количество товаров уверенно уходит за несколько тысяч – все становится сложнее. Да что там, тысяч, проблемы какой товар показать выше, какой ниже на странице возникают уже на второй сотне.
Традиционно, движки интернет-магазинов предлагают нам решульку, а не решения. Более того, за последнее время никаких существенных подвижек и не наблюдается. Даже могущественный Битрикс не показывает решений этой проблемы.
Сегодня я расскажу об одном из простых инструментов интернет-мерчендайзинга, который не использует большинство интернет-магазинов.
Итак, начнем с решульки.
Различные коммерческие и бесплатные движки интернет-магазинов предлагают нам решульку для выкладки товара. Введи, дескать, дорогой друг, приоритет товара и мы лихо так выставим товар в соответствии с твоим желанием. Глупо на первый взгляд, на второй взгляд просто издевательство. Несколько тысяч товаров? Введи-ка несколько тысяц цифр… А если один и тот же товар в разных разделах каталога? А если… можно не продолжать. Ясно и очевидно, что все плохо.
Теперь о примере решения. Конечно их может быть много, покажу пока это, как одно из наиболее простых и эффективных.
Общая суть такова, что мы должны придумать инструментарий, который позволит нам управлять выкладкой товара на интернет-полках нашего интернет-магазина хотя бы на уровне разделов каталога.
Значит говорить о некоем правиле выкладки можно говорить только для системы «полка-товар», а не отдельно товар.
И, собственно, что я предлагаю. Решение простое, как и все эффективное.
Мы вводим приоритет товара. Конечно, не в издевательной форме, как приведено выше, а в более-менее разумной.
Приоритет я буду считать, как сумма нескольких показателей, умноженных на их важность. Все просто. Нам нужен «ди-джейский пульт» для управления выкладкой товара.
Вот, примерно такой:
В данном примере, я считаю, что смогу различать товары по этим 4 показателям и считаю их важными. В реальности ограничивать количество показателей нет смысла – главное осилить их в дальнейшем. И, как показано на рисунке, буду управлять выкладкой товара на странице при помощи этого «пульта». Фактически, «покрутив ручки» я могу определять для каждого раздела что показать раньше, что позже.
Например, в рознице мы лихо продаем резиновые сапоги. Нет нужны их двигать в интернет. В разделе «обувь» уменьшим важность показателя «хит продаж», путь вперед идет то, что хуже покупают в розницу.
Теперь, подробнее.
Для нужных нам разделов мы задаем формулу, вида:
Где изменяя коэффициенты (A, B, C, D) перед показателями мы, фактически, управляем выкладкой товара.
Тут есть один момент, для полноценной работы этого инструментария, конечно же, товар должен иметь вполне определенные значения показателей. (как в том анекдоте – «обидно, но еще надо и работать»). Прелесть показателей в том, что их может (и, по хорошему, должен) вводить не один человек. У вас на фирме есть бухгалтерия? Отдел продаж? Отдел закупок? Рекламный отдел? Если есть – используйте их данные. Если нет – работайте сами.
Подводные камни.
Конечно, качество работы такой системы зависит прежде всего от правильного: 1) определения какие показатели мы считаем важными 2) кто будет заполнять значения показателей и степени его компетентности. Это главный камень, практически скала.
Второй, поменьше, – это азарт с которым вы «крутите ручки пульта» – тут проще, надо понимать зачем(!) вы что-то делаете. Это вообще полезное в жизни качество, понимать зачем что-то делаешь.
В любом случае, реализовав подобную систему будете с удивлением наблюдать, как «покрутив ручки на пульте» (изменив важность коэффициентов) вы сможете влиять на объем продаж, поддерживать и проводить акции, подготавливать интернет-магазин к сезону и выходить из сезона и, совсем приятность, управлять структурой продажи.

Это конечно все замечательно, только надо указать, где данную систему можно применять.

Напр. при поиске товара, такая «релевантность» м.б. интересна.

Но при выводе товара в группах, у посетителя может возникнуть непонимание классфицирования, и как следствие – ощущение хаоса. Скажем подобная система есть у Amazon.Com (некий индекс релевантности), но он зависит от индекса товара, а не группы, что мне кажется, более правильным.

апреля 20, 2007
Azzie Elbub

Azzie Elbub,
в предложенный мной способ, как раз позволяет управлять массивами товаров, учитывая индивидуальный индекс товара.
Т.е. для группы определяешь какой из (или несколько) признаков товара важнее и перестраиваешь выкладку.

Конечно, это не отменяет обязанность дать пользователю по желанию сортировать по цене, алфавиту и т.п.

апреля 26, 2007
travin

Не могли бы вы связаться со мной по электронной почте, у меня есть для вас интересное предложение.

мая 18, 2007
anna

anna, написал Вам письмо, см. почту

мая 18, 2007
travin